24 марта в Новошахтинской школе-интернате прошёл методический семинар «Воспитание в современной школе: от программы к действию», в котором приняли участие классные руководители и воспитатели.
С 2020 – 2021 учебного года в школе реализуется новая воспитательная программа. Замдиректора по ВР Е.Е. Казаченко раскрыла теоретическую часть семинара и подчеркнула, что воспитательная программа – это единый документ, который включает в себя воспитательную программу школы, воспитательную программу класса, а также ежедневные планы воспитательной работы. Елена Егоровна отметила, что модель воспитания напоминает матрёшку, где каждый элемент связан друг с другом и является частью целого. Процесс воспитания – это постоянное воздействие, направленное на каждого конкретного ребёнка. Средствами воспитания является всё: обстановка, окружение, вещи, слова, поэтому процесс воспитания должен быть системным. Основная функция воспитателя – организация деятельности детей, что достигается через единство планирования, выстраивание системы работы педагога.
Заведующая библиотекой Н. А. Соболева выступила с обзором методической литературы, которую педагоги могут использовать при планировании своей воспитательной деятельности. Это научно-методические журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьника», в которых содержатся методические рекомендации решения воспитательных проблем. Также Наталья Александровна предложила коллегам использовать другие периодические издания «Книжки, нотки и игрушки», «Ребёнок и творчество» (для организации творчества учеников начальной школы), «Педсовет», «Школа и производство» (идеи для реализации школьных проектов). Н.А. Соболева познакомила с подборкой методической литературы для самообразования педагогов.
В практической части семинара участники познакомились с различными способами организации игр с детьми, основная цель которых эффективное взаимодействие и укрепление сотрудничества. Воспитатель 6 класса А. С. Федотова рассказала коллегам о технике тимбилдинга, о построении сплоченного детского коллектива. Ангелина Сергеевна отметила, что тимбилдинг – это мероприятия, нацеленные на командообразование, отладку рабочих отношений в коллективе и повышение общей эффективности, познакомила с видами тимбилдинга: «Шерстяной тимбилдинг», «Обруч», «Переход через болото», подготовила для коллег буклеты о тимбилдинге.
Воспитатель 7 класса К. Ю. Медведева познакомила педагогов со способами формирования и развития навыков командной игры. Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Игра является эффективным инструментом для сплочения коллектива. С помощью игры возможно объединить детей и взрослых в единый союз: это игры «Верёвочка», «Морской узел», «Попади в цель», «Займи моё место», «На льдине». Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, кропотливая и ответственная работа. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят дружный коллектив.
Воспитатель 5 класса Е. Е. Пашкова познакомила коллег с игровой методикой Н. Е. Щурковой «Волшебное кресло». Цель методики – создать благоприятный психологический климат в коллективе, акцентировать внимание не на недостатках, а на достоинствах школьников. Данная методика позволяет детям поверить в себя, увидеть себя как человека, обладающего положительными качествами. Екатерина Евгеньевна поделилась своими впечатления об использовании данной методики и мнениями детей.
Воспитатель 11 класса Т. И. Сидорова рассказала об использовании педагогической игры в работе с детьми, проявляющими агрессию. С помощью упражнений и игр дети могут научиться катализировать агрессию через игру, выражать свои негативные эмоции конструктивным способом. Тамара Игоревна продемонстрировала игру «Попроси игрушку» в вербальном и невербальном вариантах её исполнения. Цель данной игры – обучение детей эффективным способам общения. Тамара Игоревна раздала участникам МО методический материал с примерами подвижных игр для тревожных детей.
В завершении методического семинара Елена Егоровна Казаченко подчеркнула, что при моделировании воспитательной программы, прежде всего, должен учитываться системный подход и использоваться метод педагогического наблюдения для анализа динамики личностного развития ребёнка.
Руководитель
МО классных руководителей и воспитателей
Е.А. Коростылева
|