«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Целью обновленного содержания образования является формирование базовых компетенций современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования. 2011-2012 учебный год явился этапом внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе во всех образовательных учреждениях. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Может ли школьник рассчитывать, что он станет современно образованным, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да, если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но состояться как профессионалу ему не так то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения. В связи с внедрением ФГОС-2 роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и образования. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений , а строить его как процесс развития личности. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение не должно рассматриваться как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активными методами обучения, способствующих формированию в школе коммуникативных универсальных учебных действий. Учитель не только осуществляет учебную деятельность учеников, но и активно участвует в организации внеурочной деятельности Материально-техническая база, санитарно-бытовые условия, а также многолетний опыт организации дополнительного образования - позволяют школам-интернатам, учреждениям закрытого типа довольно безболезненно перейти на ФГОС-2. Остановимся подробно на организации внеурочной деятельности в начальной школе. В БУП 2011-2012 года для реализации ФГОС добавлено по 10 часов на внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность школьников- это не перечень программ, а система взаимодействия школьников с окружающим социумом. Формы ее организации должны быть отличны от классно-урочной системы. Внеурочная деятельность строится в следующих направлениях: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Таким образом, основные задачи, которые способно решить дополнительное образование, направлены на гуманизацию всей жизни школы: • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; • обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»; • содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Конечно, далеко не все школы способны решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие. При организации дополнительного образования необходимо: 1. Внимательно проанализировать цели и задачи в своей школе. 2. Выявить (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями дополнительного образования. 3. Участвовать в обсуждении программ доп.образования. Решая глобальные задачи, учитель должен быть современно образован, владеть новыми методами и технологиями, хорошо ориентироваться в информационной образовательной среде. Современный учитель. Каков он? Не так легко сразу ответить на этот вопрос. Считаю, что современный учитель – это, несомненно, профессионал. В своей педагогической деятельности он постоянно осваивает и использует достижения современной педагогической науки и практики. На своем опыте убедилась, что если не заниматься саморазвитием, не осваивать современные педагогические технологии, то трудно чего-то достичь, да и отдача, самоудовлетворение своей работой вряд ли будут. Именно этим объясняется мое личное участие в различных обучающих семинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах и учительских конкурсах. Передавая частицу своего опыта, всегда с большим интересом приглядываюсь к опыту и наработкам моих коллег. У современного учителя, который действительно отдает все силы своему делу, труд неимоверно тяжел. Поэтому и работают сегодня в школах любящие свое дело и детей коллеги-педагоги, невзирая на более чем скромную заработную плату. Я работаю с замечательными педагогами, творческими личностями, бесконечно влюбленными в свою профессию, истинно талантливыми. Многие из них уже далеко не первый десяток лет в профессии. И желание, и силы работать у них не иссякли.
Я педагог со стажем работы более 20 лет. «Самовыгорания» не ощущаю, да и некогда. С годами набираешь обороты, понимаешь значимость дела, за которое взялся, - обучение и воспитание нового, очень интересного поколения XXI века, где-то «продвинутого» в современных технологиях и очень информированного, а где-то «задвинутого» - в вопросах духовно-нравственного и общекультурного воспитания. Вот и стараешься «идти в ногу» с юным поколением. Приходится постоянно осваивать современные педагогические технологии, повышать квалификацию, искать новое и интересное в работе с детьми, а в этом очень помогают материалы портала «Сеть творческих учителей». Это здорово, что он есть и можно поделиться своим опытом, присмотреться к коллегам! В общем, скучать и «выгорать» некогда, только вперед! Да и дети несут нам большую энергию, от них «подзаряжаешься» положительными эмоциями, их надо понимать, их надо любить, им тоже, порой, не сладко в этой жизни!
|