Понедельник, 22.07.2024, 10:22
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат

...
Меню сайта
Наш опрос
Отвечает ли качество обучения в нашей школе современным требованиям?
Всего ответов: 137
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » начальная школа

Нравственное воспитание учащихся начальной школы. Из опыта работы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.
Из опыта работы.

Климашова Светлана Николаевна

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат среднего(полного) общего образования №33 г. Новошахтинска

Одна из важнейших задач учитель начальной школы- формирование нравственного воспитания личности ребёнка .
Нравственное воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.
Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Работая в школе уже 21 год отметила, что в школа – интернат, даёт свои большие преимущества и ряд недостатков в формировании нравственного воспитания. Дети целый день, каждый час, каждую минуту общаются в одном коллективе. Они как цветок, медленно раскрывающий свои лепестки, впитывающие в себя ВСЁ. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли.
Именно направить, ведь для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию, что, несомненно, радует учителя. На мой взгляд, в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к закомплексованности ученика, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И наша задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
В моём классе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Я, помогаю ребёнку осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. С каким восторгом дети ждут классного часа, чтобы показать свою индивидуальность и творчество.
Каждый день я создаю атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Наши уроки начинаются с упражнений – энергизаторов «Подари улыбку», «Хорошее настроение».
Постоянно утверждаю, радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности - гуманистическое воспитание никогда себя не исчерпает.
При этом учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Каждый день заканчивается рефлексией, которая проводится в конце урока, в конце учебного дня, в конце прошедшего дня - перед сном.- в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что его мнения также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее.
Гуманистические отношения и взаимоотношения с детьми в нашей школе, в моём классе строятся в совместной деятельности школьников. Поле деятельности здесь очень велико: подготовить материал к классному часу или внеклассному мероприятию: ролевую сценку, групповой танец, доклады и т.д. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности.
Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в небольших группах сверстников: «помощник консультант» на самоподготовке видит свою роль - в помощи другому.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.
Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. И это стоит глобальной проблемой. Трудные асоциальные неблагополучные семьи, неработающие родители… Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
Категория: начальная школа | Добавил: Климашова (27.01.2012)
Просмотров: 5096 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Витрина закупок РО
Витрина закупок Ростовской области
Полезные сайты
Дневники и журналы
Антитеррор

Интерактивная карта антитеррористической деятельности

Госуслуги

Портал государственных услуг Российской Федерации

Правовая информаця

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz