Выступление на конференции
Реализация ФГОС в направлении патриотического воспитания младших школьников
Климашова Светлана Николаевна
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат среднего(полного) общего образования №33 г. Новошахтинска
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Идея воспитания патриотизма и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. В программе воспитательной работы, которую я реализую третий год, 1 место отводится направлению, которое называется "Я - патриот и гражданин России". В программе я определила цель: воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве. Основными моментами деятельности воспитателя и классного руководителя в направлении являются - Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам. - знакомство с историческим прошлым своего края, с его историческими местами, известными людьми, знаменательными датами. - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения, нравственного - Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости В программе воспитательной работы можно проследить использование всех основных моментов.
Казачьи посиделки Посещение краеведческого музея
Игровой час
Причём учащиеся были активными участниками всех школьных мероприятий, а также инициаторами проведения классных мероприятий. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому , следуя ФГОС я включила в содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Учащиеся класса при подготовке к мероприятиям оформляют свои рассказы и сообщения в виде докладов. Посещение краеведческого музея позволило продолжить воспитательное направление и познакомить учащихся с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями. При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание программы дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями. Была организована проектная деятельность младших школьников, направленная на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в нашей местности. Знакомя учащихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, всегда стремлюсь развивать высокие социальные мотивы и благородные чувства детей: единства со своим народом, гордости за него и свою Родину, ее героической истории, любви к родной природе Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников приносила результаты, необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Так, на моих родительских собрания, посвящённых гражданско-патриотическому воспитанию увлекательно проходило знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; Обычно в педагогической литературе выделяют следующие критерии и показатели патриотизма: -эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Но самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа. |