В настоящее время на первых местах в мировой образовательной политике называются четыре цели образования:
1). Научить жить вместе;
2). Научить получать знания;
3). Научить работать;
4). Научить жить.
Гуманизация образования – это построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание Школьной Службы Примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно - правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.
Для чего необходима ШСП?
Прежде всего, при разрешении споров и конфликтов в следующих межличностных системах:
* «ученик» – «ученик», «сверстники»;
* «ученик» - «Учитель»;
* «ребенок» – «Родитель»;
* «Учитель» – «Родитель», «родители»;
* «Педагог» – «Педагог», «Администрация».
При принятии коллегиальных решений в среде учащихся, родителей, педагогов.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.
Школьная Служба Примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Цели и задачи ШСП
* Цель: социализация обучающихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).
* Приоритетные задачи:
* создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;
* самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;
* обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися;
* ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Основные принципы деятельности ШСП: принцип добровольности; принцип конфиденциальности; принцип нейтральности. Членами службы являются обучающиеся 7 - 11 классов. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.
Школьная Служба Примирения способствует:
Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (волонтерства), приобщению детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.
В нашей школе в ближайшее время будет создана Школьная Служба Примирения. |